AruNa
AruNa

Cаморазвитие, энергетика, эзотерика, психология, парапсихология, нетрадиционная медицина


Открытый мастер-класс:"Система Рэйки Усуи Риохо".

Ищите пути, а не их достижения.

Люди - смертные Боги, а Боги - бессмертные люди. Учение Гермеса.

Действует Закон, а не рука наказующая.

Воображение важнее, чем знание. Альберт Эйнштейн.

Лишившись чувства собственной важности, мы становимся неуязвимыми. Кастанеда.

Тот, с кем случается чудо, об этом не знает. Мудрецы Талмуда.

Мудрец избегает всякой крайности. Муслихаддин Саади.

Последние темы
» Медитация на мандале (10–15 минут).
Пн Дек 03, 2018 11:59 am автор Belinda

» Рисование мандал и группы проработки.
Пн Дек 03, 2018 11:54 am автор Belinda

» Колесо мира.
Пн Дек 03, 2018 11:43 am автор Belinda

» Мандала.
Пн Дек 03, 2018 11:26 am автор Belinda

» Техника создания мандал «Трехмерные краски». Инструкция.
Пн Дек 03, 2018 11:19 am автор Belinda

» Создание мандалы из соли. Инструкция.
Пн Дек 03, 2018 11:15 am автор Belinda

» Рисование мандалы.
Пн Дек 03, 2018 11:12 am автор Belinda

» Нарисуйте мандалу.
Пн Дек 03, 2018 11:06 am автор Belinda

» Мандала.
Пн Дек 03, 2018 10:53 am автор Belinda

» Магия мандал.
Пн Дек 03, 2018 10:49 am автор Belinda

» Мандалы.
Пн Дек 03, 2018 10:45 am автор Belinda

» Мандала.
Пн Дек 03, 2018 10:40 am автор Belinda

» Энергетические медитации.
Пн Дек 03, 2018 10:36 am автор Belinda

» Мандала.
Пн Дек 03, 2018 10:29 am автор Belinda

» Медитация Мандала.
Пн Дек 03, 2018 10:24 am автор Belinda

» Внутренняя мандала, тайная мандала и мандала истинной природы реальности.
Пн Дек 03, 2018 10:16 am автор Belinda

» Медитация «Калачакра-мандала».
Пн Дек 03, 2018 10:07 am автор Belinda

» Цветовой личностный тест Макса Люшера.
Пн Дек 03, 2018 9:29 am автор Belinda

» Диагностика по цветам мандалы.
Пн Дек 03, 2018 9:22 am автор Belinda

» Тёмные силы.
Пт Ноя 30, 2018 10:48 pm автор Alexandros

» Поле памяти.
Пт Ноя 30, 2018 10:41 pm автор Alexandros

» Два хранилища памяти.
Пт Ноя 30, 2018 10:35 pm автор Alexandros

» Особенности образного мышления.
Пт Ноя 30, 2018 10:29 pm автор Alexandros

» Загадка мозга.
Пт Ноя 30, 2018 10:24 pm автор Alexandros

» Этот умный мозг.
Пт Ноя 30, 2018 10:09 pm автор Alexandros

» Что такое медитация?
Вс Ноя 18, 2018 6:43 pm автор Belinda

» Что такое бальзаковский возраст женщин.
Вс Ноя 18, 2018 6:18 pm автор Belinda

» Гештальт-психология.
Вс Ноя 18, 2018 6:12 pm автор Belinda

» Демоны.
Вс Ноя 18, 2018 6:04 pm автор Belinda

» Экстрасенсорное восприятие.
Вс Ноя 18, 2018 5:57 pm автор Belinda

» Парапсихология.
Вс Ноя 18, 2018 5:52 pm автор Belinda

» Можно ли научиться ясновидению?
Сб Окт 13, 2018 3:03 am автор Katrina

» Карма Йога – путь действия
Ср Сен 26, 2018 6:34 pm автор Lucie

» Виды йоги
Ср Сен 26, 2018 6:27 pm автор Lucie

» Прекрасная Луна йоги.
Пн Сен 24, 2018 1:07 am автор Katrina

» Аура – величайший магнит
Вс Сен 16, 2018 5:06 pm автор Lucie

» Эфирный двойник
Вс Июн 17, 2018 5:38 pm автор Lucie

» Психологические аспекты Аюрведы
Пт Июн 15, 2018 3:20 pm автор Lucie

» Небелковые формы жизни.
Пт Июн 15, 2018 2:27 pm автор Belinda

» Бессмертие на поле брани - эпос Махабхарата.
Пт Июн 15, 2018 2:20 pm автор Belinda

» Индуистское повествование «Махабхарата».
Пт Июн 15, 2018 2:12 pm автор Belinda

» Махабхарата.
Пт Июн 15, 2018 2:08 pm автор Belinda

» Махабхарата (Mahabharata) [IV в. до н. э. — IV в. н. э.].
Пт Июн 15, 2018 2:04 pm автор Belinda

» Эпическая литература Древней Индии. «Махабхарата».
Пт Июн 15, 2018 1:51 pm автор Belinda

» Природа памяти
Вс Июн 10, 2018 6:30 pm автор Lucie

» Йога есть самадхи
Чт Май 24, 2018 12:16 am автор Lucie

» Польза ароматов
Ср Май 09, 2018 7:20 pm автор Lucie

» Прана как совокупность всех энергий
Вс Апр 29, 2018 12:33 am автор Lucie

» Аюрведическое питание. С чего начать
Вс Апр 15, 2018 12:25 am автор Lucie

» Целитель из Японии Кацудзо Ниши.Семь упражнений.
Ср Апр 11, 2018 3:10 pm автор Katrina

» Медитация 12 цветов — пробуждаем вибрации здоровья
Пт Мар 30, 2018 11:55 pm автор Lucie

» Медитация — инструмент формирования и трансформации сознания
Вс Мар 18, 2018 5:41 pm автор Lucie

» Сила мантры
Сб Фев 17, 2018 2:34 am автор Katrina

» Мантра ОМ
Сб Фев 17, 2018 2:33 am автор Katrina

» Постулаты йоги
Сб Фев 17, 2018 2:07 am автор Katrina

» Парацельс и магическая медицина
Чт Фев 15, 2018 11:20 pm автор Lucie

» Аутогенная медитация
Ср Фев 14, 2018 10:28 pm автор Lucie

» Йога. Личность и общество
Ср Фев 07, 2018 8:17 pm автор Lucie

» Что есть Йога?
Сб Янв 27, 2018 12:00 am автор Lucie

» Райты
Сб Янв 20, 2018 10:55 pm автор Lucie

» Йога - ограничение модификаций разума
Вс Янв 14, 2018 12:20 am автор Lucie

» Йога и эмоции
Вт Янв 09, 2018 12:12 am автор Lucie

» Кардамон
Пн Янв 01, 2018 10:43 pm автор Lucie

» Гвоздика
Пн Янв 01, 2018 10:38 pm автор Lucie

» Фаршированные помидоры
Пт Дек 29, 2017 6:59 pm автор Lucie

» Рагу из зеленой фасоли
Пт Дек 29, 2017 6:54 pm автор Lucie

» Естественные психологические механизмы защиты.
Сб Дек 02, 2017 5:15 am автор Katrina

» Виды и принципы защиты.
Сб Дек 02, 2017 4:40 am автор Katrina

» Мандала для обретения гармонии
Ср Ноя 22, 2017 5:16 pm автор Lucie

» Значение цветов в мандале
Ср Ноя 22, 2017 5:05 pm автор Lucie

» Рагу из баклажанов
Сб Ноя 04, 2017 2:50 pm автор Lucie

» Рагу из моркови
Сб Ноя 04, 2017 2:46 pm автор Lucie

» Рагу из белокачанной капусты
Сб Ноя 04, 2017 2:41 pm автор Lucie

» Каша из манной крупы
Пн Окт 30, 2017 10:24 pm автор Lucie

» Рис со специями и баклажанами
Пн Окт 30, 2017 10:20 pm автор Lucie

» Влияние времени суток/года на здоровье
Вс Окт 29, 2017 4:11 pm автор Lucie

» Ведическая кухня
Чт Окт 19, 2017 8:57 pm автор Lucie

» Питание и здоровье
Пн Окт 16, 2017 11:34 am автор Lucie

» Феномен энергетизма в самооздоровлении
Вс Сен 17, 2017 3:30 pm автор Lucie

» Это волшебное плацебо
Вс Сен 17, 2017 3:17 pm автор Lucie

» Триада оккультного лечения
Вс Сен 17, 2017 3:08 pm автор Lucie

» Негативные эффекты механического врачевания
Вс Сен 17, 2017 2:58 pm автор Lucie

» ТОП-10 НЕПОСТИЖИМЫХ ЗАГАДОК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА !
Пн Сен 11, 2017 4:41 am автор Kassandra

» ЯПОНЦЫ НАУЧИЛИСЬ ВИДЕТЬ МЫСЛИ ЧЕЛОВЕКА!
Пн Сен 11, 2017 4:38 am автор Kassandra

» Запись на курс исцеления энергией металлов и камней.
Пт Авг 18, 2017 8:59 pm автор Katrina

» Аюрведическая процедура джала-нети.
Пт Июн 23, 2017 12:51 pm автор Katrina

» Дополнительные пищевые факторы, влияющие на состояние человека.
Пт Июн 23, 2017 12:45 pm автор Katrina

» Варикозное расширение вен — причины и лечение
Ср Июн 21, 2017 8:07 pm автор Lucie

» Сон. Сновидения.
Вт Июн 20, 2017 4:39 pm автор Katrina

» Сны и сновидения – пробуждение от жизни.
Вт Июн 20, 2017 4:35 pm автор Katrina

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 4, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 4

Нет

Больше всего посетителей (72) здесь было Вс Ноя 25, 2018 12:31 am


наши форумы

BANAFRIT Обитель Чёрной Королевы





La Lune

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Психологические аспекты Аюрведы

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Lucie

avatar
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
Психологические аспекты Аюрведы

Основные трактаты древнеиндийской медицинской системы Аюрведа содержат множество сведений о психологии человека. Эти сведения можно считать систематизированным сводом многочисленных разрозненных описаний, касающихся психологии, содержащихся в более древних памятниках древнеиндийской культуры – от Вед ("Ригведа" и особенно "Атхарваведа") до трактатов философских школ, получивших название "шаддаршана".

Аюрведа – медико-философская традиция, органически включающая в себя достижения различных областей знания ряда исторических эпох, – занимает особое место во всем культурном наследии Древней Индии. Особое место Аюрведы обеспечивается ее стихийно-материалистическим подходом к решению многих проблем естествознания, ролью связующего звена между философскими и психологическими традициями ведической и поздневедической эпохи, с одной стороны, и, с другой – позднейшими философско-психологическими представлениями. Видимо, многие аспекты древнеиндийской философии и психологии невозможно в полной мере изучить, не рассмотрев некоторых моментов теоретических аспектов Аюрведы.

Развитие естественнонаучных воззрений древних индийцев отразилось в поздневедический период в идеях упанишад, с которыми во многом связаны философские традиции аюрведической медицины. Особое место в упанишадах занимает идея пяти элементов, лежащих в основе всего сущего: земли (притхиви), воды (апас), воздуха (вайю), огня (агни), эфира (акаша). Различные их комбинации создавали и человеческий организм, и всю Вселенную. Каждый из элементов, в свою очередь, разделялся на несколько подэлементов, связанных с отдельными функциями организма. В поздневедический период медицина еще не была самостоятельной дисциплиной, а потому даже собственно врачебные сведения облекались в форму религиозно-философских категорий. То же можно сказать о раннебуддийских текстах, содержащих медицинские сведения. С развитием буддизма связано появление профессиональных медиков, получивших образование в буддийских университетах.

Как о самостоятельной научной дисциплине об Аюрведе можно говорить с момента появления крупнейших медицинских трактатов "Чарака-самхита" (около I в.), "Аштанга-хридая" (около I в.) и "Сушрута-самхита" (около IV в.). Первый из них, включающий обширный материал по психологии, заслуживает особого внимания.
Развитие философско-психологических воззрений в Аюрведе, в частности в "Чарака-самхите", связано в первую очередь с тем, что проблема здоровья человека, его окружения неизбежно приводила к поискам обоснования человеческого существования, его целей и места в системе мироздания. Это обоснование авторы аюрведических трактатов находили в существующих философских традициях, наиболее полно отвечающих поставленным целям.
Судя по трактатам Чараки и Сушруты, психологические аспекты Аюрведы в значительной мере заимствованы также из воззрений наиболее развитой и авторитетной школы шаддаршана – санкхья. Ее главный вклад в индийскую философию заключается, отмечает Г. М. Бонгард-Левин, "в глубоком и всестороннем развитии учения о материальной природе мира и происхождении всей совокупности вещей и существ из саморазвивающейся материи". Общеизвестно, что школа санкхья в значительной мере повлияла на развитие позднейших религиозно-философских концепций, в частности буддийских. Однако судить о первоначальных идеях санкхьи достаточно сложно, поскольку два дошедших до нас трактата, посвященные воззрениям этой школы, "Санкхья-карика" ("Комментарий к санкхье") и "Санкхья-сутра" ("Собрание санкхьи"), относятся соответственно к V и XV-XVI вв. Эти трактаты, как принято считать в современной историографии, являются образцами классической санкхьи, утратившей свой первоначальный облик, который отражал настика (т.е. не признающий авторитета Вед), характер отдельных даршан. В этой связи представляется весьма важным мнение индийского философа Д. Чаттопадхьяи о том, что медицинский трактат Чараки включает в себя философско-психологические идеи первоначальной, а не классической санкхьи.

Lucie

avatar
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
Рассматривая проблемы психологических концепций Аюрведы и тесной связи этой медицинской традиции со всем культурным комплексом Древней Индии, следует иметь в виду двухуровневый характер Аюрведы, т.е. сосуществование в ней философско-теоретического и медико-практического аспектов. Психологические аспекты оказались в значительной степени связаны с теоретическим, иными словами, умозрительным аспектом индийской медицинской традиции, на который практической опыт врачевания не оказал существенного влияния. Стремление рассматривать два уровня Аюрведы в полном единстве неизбежно приводит к мистифицированию обоих уровней и попыткам наделить их несвойственными им идеями, придать сугубо умозрительным, абстрактным рассуждениям практический медицинский смысл, а описанию чисто медицинской феноменологии – философское наполнение, что становится серьезным препятствием в изучении как достижений аюрведической медицины, так и ее теоретико-философского обоснования. Вместе с тем сам по себе теоретический пласт Аюрведы не в меньшей степени, чем ее лечебный аспект, представляет интерес для исследования в силу ряда своих специфических особенностей, обусловленных, во-первых, необходимостью такого подбора определенных (основных или второстепенных) элементов тех или иных философских концепций, чтобы они не противоречили накопленному опыту врачевания, во-вторых, необходимостью того, чтобы на уровне самой теории все эти многочисленные элементы зачастую противоречивых идей не разрушали композиционно-логического единства аюрведической теории. Сама же необходимость синтеза диахронических концепций в процессе вербализации аюрведического наследия, а не использования некоей одной, наиболее подходящей философской концепции вытекала из стремления медицинской традиции сохранять весь накопленный опыт, не отбрасывая никаких элементов, консервируя их в первоначальной форме или развивая в соответствии с позднейшими достижениями. Здесь необходимо отметить следующее: с одной стороны, накопленный опыт врачевания в момент вербализации оперирует теми понятиями и идеями, которые свойственны общей картине духовной жизни Индии, преломляя и интерпретируя их (или оставляя без изменений), а с другой стороны, весь ход развития естественнонаучных воззрений, составной частью которых в первую очередь является Аюрведа, вносит вклад в естественно-философские и философские концепции в основном при рассмотрении человека и его окружения. И на этом уровне мы можем говорить о соотношении и связи двух составляющих аюрведческой традиции.

Психологический материал, представленный в аюрведических сочинениях, можно рассматривать как попытку привести два уровня этой медицинской традиции в синтетическое единство, выразившуюся в выделении из общефилософской традиции концепций, в наибольшей степени имеющих отношение к конкретной теме, связанной с человеческим организмом и окружающим человека миром. Это касается представленных в Аюрведе концепций манаса и связанной с ней классификации психических типов и особенностей, а также модели кундалини.

Lucie

avatar
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
Концепция манаса, или разума, является "краеугольным камнем" теории древнеиндийской медицины. Эта концепция тесно связана с общей концепцией существования Вселенной, берущей начало из некоей первоосновы авьякта (санскр., "неявный"). Авьякта дает начало двум ипостасям реального мира: пракрити (природа) и ее духовному аналогу пуруше (душа), что с самого начала предполагает дуалистическое наполнение всех философско-психологических идей Аюрведы. Пракрити – это совокупность уравновешивающих друг друга трех элементов: саттва (сущность), раджас (энергия) и тамас (инертность). Эти тригуна (три элемента, три качества) несотворимы и бесконечны. Нарушение равновесия тригуна ведет к космической эволюции, проявляющейся в форме выделения буддхи (интеллект), аханкары (эгоизм), манаса (разум), джива (жизнь) – явного аналога пуруши – и панчамахабхут (пять вечных первоэлементов). Буддхи, аханкара и манас представляют собой психический аппарат живого существа и являются, по мысли Чараки, внутренними органами. Манас в стройной вертикальной системе эволюции Вселенной от авьякты находится на той же ступени, что и органы чувств (индрийа), составляя с ними единство шадиндрийа (шесть чувств) и в этом качестве служа инструментом для приобретения опыта, но в то же время и отличаясь от них своей многофункциональностью и способностью обобщать информацию, полученную пятью остальными органами чувств. Это отличие, т.е. функция внутренней перцепции и способность контролировать все остальные органы чувств, позволило Чараке дать манасу название "антиндрийа" ("надчувство"). Дальнейшее отличие манаса от других органов чувств заключается в его нематериальности и способности восприятия не отдельных, а всех чувственных объектов. Разнообразие чувственных объектов ведет к разнообразию манаса, а потому один и тот же человек может в отдельные моменты проявлять свои совершенно отличные или даже противоположные качества: доброту и злость, мудрость и невежество и т.д. Это разнообразие манаса является следствием нарушения равновесия тригуна и преобладания в них под воздействием внешних обстоятельств какой-либо одной гуны. Ниже мы остановимся на аюрведической концепции психических типов, основывающейся на идее постоянного преобладания одной или двух гун.

Гуны делят разум на пять уровней, или разновидностей, располагающихся в порядке "самоочищения" и "постижения" следующим образом:

1) кшипта (пагубные) – разум в наибольшей степени подвержен чувственным объектам;
2) мудха (тщетный) – стремление к пороку, невежеству и т.д.;
3) викшипта (рассеянный) – стремление к благородным поступкам и знаниям;
4) экагра (целеустремленность, внимание, погруженность) – манас сосредоточивается, происходит очищение от зла;
5) нируддха (сдержанный, подавленный) – прекращение всех умственных функций, состояние покоя и умиротворенности.

В процессе эволюции манасу предшествует буддхи (интеллект, рассудок). Разнообразие буддхи зависит от читта (мышления), являющегося одним из аспектов манаса и позволяющего буддхи различать карью (деяние) от акарьи (недеяния), шуббху (доброе, правильное) от ашубхи (злого, неправильного). Поэтому Аюрведа отождествляет буддхи и манас, смешивая их функции. Манас приобретает способность буддхи принимать решения и накапливать опыт. Основной же функцией манаса являются, согласно Аюрведе, иччха (желание), двеша (ненависть), сукха (удовольствие), дукха (боль, печаль), праятна (усилие) и т.д.

Lucie

avatar
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
Аюрведическая концепция манаса включает раздел о психических типах личности (манас пракрити). Преобладание той или иной гуны, а также различные их сочетания обеспечивают психическое разнообразие людей. Основными же типами считаются типы, соответствующие названиям гун: саттвика, раджасика, тамасика. Каждый из трех типов подразделяется на несколько групп. Остановимся подробнее на характеристике отдельных манас пракрити.

Саттва (сущность) олицетворяет все чистое и лучшее, а потому тип саттвика считается высшим. Он включает следующие группы:

1. брахмакая (имеющий черты Брахмы) – отличается чистотой мыслей и поведения, знаток Вед, почтителен, набожен, гостеприимен;
2. махендракая (имеющий черты Индры) – отличается смелостью, доблестью, знанием шастр, добрым отношением к низшим;
3. варунакая (имеющий черты Варуны) – отличается смелостью, доблестью, терпеливостью, нетерпимостью к неправедному;
4. кауверакая (имеющий черты Куберы) – отличается рассудительностью, богатством, склонностью к искусствам;
5. гандхарвакая (имеющий черты гандхарвов) – отличается любовью к пению, танцам, красивой одежде и украшениям;
6. ямьясаттва (имеющий черты Ямы) – отличается незлобивостью, отсутствием ревности и склонности к заблуждениям;
7. ришисаттва (имеющий черты риши) – отличается приверженностью к священным обрядам, учению. Имеет хорошую память.

Раджа (действие) включает шесть групп:

1. асурасаттва (имеющий черты асуров) – стремится к богатству и власти, имеет устрашающую внешность, безжалостен;
2. сарпасаттва (имеющий черты сарпы или змеи) – раздражителен, ленив, смел только в гневе;
3. шакунасаттва (имеющий черты птицы) – склонен к половым излишествам, обжорлив, нетерпелив и непостоянен;
4. ракшасасаттва (имеющий черты ракшаса) – непонятлив, ревнив, суетен, невежествен, склонен к безбожию;
5. пишачасаттва (имеющий черты злого духа) – темпераментен, склонен к половым излишествам, отличается бесстыдством и трусостью;
6. претасаттва (имеющий черты призрака) – ленив, жаден, ведет жизнь жалкую и несчастную.

Тама (тьма) включает три группы:

1. пашусаттва (имеющий черты домашнего животного) – склонен к лени, грязен; его поведение напоминает поведение животного;
2. матсьясаттва (имеющий черты рыбы) – люди этого типа беспрестанно ссорятся между собой, они непостоянны, как рыбы, глупы и любят воду;
3. ванаспатьясаттва (имеющий черты растения) – любит пребывать в одном и том же месте. Не имеет склонности к религии и добрым деяниям, склонен к чрезмерному обжорству и питью.

Lucie

avatar
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
Будучи органическим элементом древнеиндийской культуры, Аюрведа уделяет внимание таким религиозно-философским аспектам этой культуры, как идеи о карме (деянии), определяющей тело – божественное, человеческое, животное и т.д. – "следующей жизни", сансаре (мире перерождений) – постоянном переходе из одного тела в другое, а также о мукти, или мокше (спасении), – освобождении от "перерождений". Аюрведические трактаты указывают, что человек обязан стремиться к четырем целям: дхарме – исполнению религиозного закона; артхе – достижению благосостояния; каме – удовлетворению мирских желаний; мокше – достижению религиозного "спасения". Взгляды на способы достижения "спасения" весьма разнообразны. Аюрведа, не выдвинув своего собственного способа, а восприняв его, по-видимому, из философских школ шаддаршана, тем не менее представляет свою модификацию предпосылок, необходимых для достижения "спасения". Для человека в ходе жизни таким непременным условием является физическое, психическое и нравственное здоровье, которое обеспечивается поддержанием в организме динамического равновесия всех начал.

В зависимости от типа физической конституции, психической деятельности и т.д. поддержание здоровья включает соответствующие правила поведения. Если здоровье в его различном толковании, согласно Аюрведе, является свидетельством-отражением того, что человек заслужил достойную карму в прошлом "перерождении", ведет правильный (праведный) образ жизни в настоящем и обеспечивает себе достойное "перерождение" в будущем, то нездоровье, болезни адекватны несчастью, физическому, психическому и духовному страданию вследствие неправильного поведения в этом и прошлых "перерождениях". Непосредственной причиной несчастья, гласит "Чарака-самхита" в соответствии с идеей санкхьи, является отождествление элемента сознания (пуруша) с пракрити (здесь: явлением в "проявленном" мире). В этом случае для ликвидации причины несчастья (болезни), освобождения пуруши от данного заблуждения, Аюрведа предлагает свои специфические, отличные от принятых самими последователями санкхьи и других школ методы, которые, согласно аюрведической концепции, способствуют достижению глобальной задачи Аюрведы – обеспечения полного контроля над манасом, поскольку без этого невозможно постижение конечной истины и спасение.

Lucie

avatar
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
Что касается включения авторами аюрведических сочинений в свои работы модели кундалини, то это было продиктовано как чисто мировоззренческими соображениями, так и сугубо практическими. Если концепция функционирования манаса представляет во всей своей умозрительности и малой приложимости (за исключением разработанной теории психических типов) к физическим и психическим характеристикам человеческого организма, то несколько иную функцию в аюрведических сочинениях приобретает модель кундалини. В Аюрведе эта модель должна была служить практической цели – описанию реальной человеческой анатомии, что привело к определенным отличиям в интерпретации этой модели по сравнению с представленной в йоге. Следует отметить, что использование кундалини в качестве анатомической схемы свидетельствует о попытке наложить новый и конкретный медицинский материал на старую, носящую аксиоматический характер, подкрепленный концепциями санкхьи, модель. Иными словами, в Аюрведе эта модель, сохранив первоначальные характеристики, приобретает ряд новых, представляющих собой чаще всего акцентуацию на менее значительных для йоги моментах.

Исходно-абстрактный характер кундалини доказывается легко узнаваемой генетической связью представленных в ней основных каналов-нади (ида, пингала, сушумна) с концепцией тридоша, соотносимой, в свою очередь, с концепцией тригуна, характеризовавшей, в отличие от предыдущей, не только человека, но и мироздание в целом (в санкхье). Малая связь модели кундалини с реальной анатомической картиной обусловила ее использование в различных религиозно-мистических концепциях, возникавших в рамках индуизма и буддизма, что служило причиной мировоззренческого характера для закрепления именно этой схемы в качестве исходной анатомической модели. Как отмечал Дж. Туччи, эта схема является не чем иным, как переносом на уровень микрокосма (человеческого организма) картины макрокосма (мироздания), представленной в индийской традиции мандалой. Как и мандала, схема кундалини служит целям реинтеграции, т.е. слияния человека, его внутренней сути, частицы трансцендентального, вечного знания с Абсолютом, достижению и переживанию высшего знания, адекватного религиозному "спасению". Вторичный характер кундалини по отношению к более древнему пласту развития сознания и ее явная связь с космогоническими представлениями о древе жизни характеризует Ф. Б. Я. Кёйпер, называя ее «умозрительной и необычной мистической анатомией».

Включение схемы кундалини в медицинскую традицию свидетельствует о стремлении авторов аюрведических сочинений найти такое философско-теоретическое обоснование для своих работ, которое бы не противоречило накопленному опыту врачевания и позволяло бы сохранить его весь, к чему стремилась медицинская традиция. При этом никакие элементы не отбрасывались, а консервировались в первоначальной форме или развивались в соответствии с последующими достижениями. В этом смысле умозрительные концепции оказывались наиболее подходящими, свидетельством чему служит, в частности, схема кундалини, включение которой в медицинскую традицию связано с причинами, по сути, немедицинского характера. Однако уже в рамках Аюрведы была предпринята попытка рационализировать человеческую мандалу посредством акцентуации не на вопросах реконструкции процесса творения, как в религиозно-мистических учениях, а на попытках выделить представления о человеческом организме и психической деятельности человека в отдельную систему, не отрываясь от понятийного аппарата, свойственного описанию этой схемы в религиозно-мистическом толковании. Если в Аюрведе кундалини служит анатомической моделью, в которой внутренние органы носят условный характер и не имеют конкретных аналогий, то более последовательная попытка рационализировать ее была предпринята в традиционной тибетской медицине, где эта модель предельно конкретизируется и низводится до подробной и разработанной анатомической схемы. В целом аксиоматический характер аюрведических положений в тибетской медицине приводит к необходимости адаптации этих концепций к накопленным медицинским достижениям, которые зачастую значительно превосходили индийские. Некритическое принятие аюрведической медицины было связано в первую очередь с тем, что Аюрведа пришла в Тибет вместе с буддизмом, и, следовательно, отход от ее положений или пересмотр их были невозможны с идеологической точки зрения. Восприятие философско-теоретических концепций Аюрведы и необходимость следования их заданным схемам на чисто медицинском уровне привлекли за собой в рамках тибетской традиции еще в большей степени, чем в Индии, мистификацию медицинского содержания, что значительно затрудняет выделение рационального знания из умозрительных концепций, часто носящих лишь обрамляющий характер.

Изучение аюрведических концепций, в частности, касающихся психологии, способствует более глубокому проникновению в проблему ознакомления с культурой Древней Индии, а также сопредельных стран. Особый интерес представляет вопрос о влиянии, которое оказывали друг на друга Аюрведа и буддизм. Взаимовлияние это особо проявилось в странах, исповедующих буддизм, в частности в Тибете, куда аюрведическая медицина пришла вместе с буддизмом. Поэтому дальнейшее, более глубокое изучение философско-психологических аспектов Аюрведы внесет существенный вклад в изучение древнеиндийского и тибетского культурного наследия, в том числе буддийской психологии.

Belinda

avatar
Заместитель администратора
Заместитель  администратора
Благодарю вас, Lucie, за статью! душа


_________________
آشر

Lucie

avatar
Модератор,энергопрактик
Модератор,энергопрактик
Рада, что статья вас заинтересовала, Belinda! лотос2

Спонсируемый контент

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения